Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.


Ученые-креационисты отвечают своим критикам.

Дуэйн Гиш

2. Контратака эволюционистов

    Деятели образования были встревожены эффектом, который произвели на студентов лекции, семинары и дебаты с участием ученых-креационистов, проявившимся в сочинениях, вопросах учителям и попытках защиты теории сотворения мира. Особенно встревожили эволюционистов частые появления их оппонентов на телевидении и радио и многочисленные книги и другие издания, публикуемые, в основном, членами Института креационных исследований; неменьшую тревогу вызвала и массовая поддержка креационистов в деле с законами об образовании Арканзаса и Луизианы и подобных же попыток в других штатах. Эволюционисты стали собирать силы для контратаки. О ней, как залп, возвестил выход в свет манифеста, изданного в 1977 г. Американской гуманистической ассоциацией. АГА — ведущая атеистическая организация США. Манифест 1977 г: провозглашает, что эволюция — признанный научный факт. Издатели, учителя, школьная администрация и другие деятели образования призываются к пресечению любых попыток свидетельства о сотворении мира в школе. Манифест подписали 102 ведущих ученых-эволюциониста гуманистических взглядов, он был опубликован в «Хьюмэнист», органе АГА, и разослан всем крупным деятелям системы образования в стране.

    В 1972 г. темой ежегодного съезда Национальной ассоциации учителей биологии, проведенного в Сан-Франциско, была «Биология и эволюция». Доктор Джон Н. Мур, тогда профессор факультета естествознания Университета штата Мичиган, и автор этой книги добились у организационного комитета разрешения на проведение двухчасового мини-симпозиума, посвященного доказательствам идеи сотворения мира. Руководство конгресса отказалось присутствовать на этом мероприятии. После того как такие светила науки, как генетик Феодосии Добжанский, ботаник Дж.Ледьярд Стеббинс и антрополог Шервуд Уешберн представили доклады в защиту эволюции, содержащие критику креационизма, Мур и Гиш выступили перед аудиторией из 1500 преподавателей биологии. Беспрецедентный поступок совершил доктор Уильям Кори из колледжа Св. Марии, ведущий симпозиума: заявив, что ему вменили в обязанность это сделать, он произнес 15-минутное опровержение, прежде чем аудитория начала задавать вопросы. Его опровержение было вялым и скучным и скорее нанесло вред, чем помогло делу эволюционизма.

    Доктор Джек Картер, тогда редактор журнала «Америкэн байолоджн тичер», ежемесячного органа Ассоциации, сторонник теории эволюции, но человек редкой порядочности и редкого таланта, предложил Муру и Гишу представить ему рукописи для публикации их в журнале. Работы были напечатаны[1]. Доктор Джоун Кригер, преемник доктора Картера на редакторском посту, дала понять, что в ее «правление» в журнале не будет публиковаться никаких статей о сотворении мира, кроме тех, где оно критикуется. В 1980 г. доктор Уэйн Мойер, тогда исполнительный секретарь Ассоциации, а теперь — член ультра-либеральной организации Нормана Лира «Народ — за американский путь», выступающий против принципов библейского христианства, начал издавать листок, специально посвященный борьбе с «происками» ученых-креационистов и помощи и советам эволюционистам в их антикреационном деле.

    Примерно в это же время начал выходить журнал, единственной задачей которого явилась защита теории эволюции и общая атака на креационизм, сопровождаемая попытками личной дискредитации ученых-креационистов. Этот журнал, «Криэйшн/Эволюшн»[2], был основан и до сих пор издается Фредом Эдвордсом, философом, который тогда был президентом гуманистического общества Сан-Диего, а теперь является администратором Американской гуманистической ассоциации. Эдвордс вдохновенно возглавил антикреационный крестовый поход и несколько раз участвовал в дебатах против автора и других ученых — сторонников сотворения мира. Существенную помощь в издании журнала Эдвордсу оказали доктора Фрэнк Оубри и Уильям Туэйтс, профессора биологического отделения Государственного университета Сан-Диего. «Криэйшн/Эволюшн» стал основным органом контрудара против креационистов. Наряду с попытками очернить отдельных ученых, критикуя их за научную необъективность и отсутствие профессиональной квалификации, в нем встречаются и заметки, авторы которых всерьез пытаются защитить эволюционизм от атак креационистов. Фактически, многие аргументы журнала так слабы и с научной, и с интеллектуальной точки зрения, а нападки на личности отдельных ученых-креационистов столь часты и несдержанны, что креационистам трудно серьезно относиться к этому журналу.

    Оубри и Туэйтс провели и личный антикреационный крестовый поход, в ряде случаев вовлекая в дискуссии креационистов и преподавая курс творения/эволюции в Государственном университете Сан-Диего. В течение нескольких лет автор принимал участие в занятиях. Интересно заметить, как развивались эти занятия в последние несколько лет. Очевидно, уверенные в том, что смогут одолеть креационистов в равной борьбе, Оубри и Туэйтс пригласили ученых из ИКИ принять участие в курсе, предложив им половину из 26 лекций и даже разрешив сформулировать часть вопросов для проверочного теста. Так продолжалось три года, затем вдруг членов ИКИ проинформировали, что могут выделить им только 9 из 26 лекций, а Оубри и Туэйтс будут читать остальные 17. Более того, членам ИКИ больше не разрешалось готовить для тестов вопросы по своим лекциям.

    Во время осеннего семестра 1986-87 гг. занятия были перенесены на вечер, и из 15 лекций ИКИ было выделено только 2. Это навело членов ИКИ на вполне обоснованные подозрения: Туэйтс и Оубри почувствовали, что когда борьба идет на равных, они проигрывают; проигрывали они и тогда, когда взяли себе две трети учебного времени, то есть стали проводить сами 13 занятий из 15. Даже на таких условиях креационисты выбивают оппонентов из колеи!

    В том же 1980 году началась еще одна кампания против креационизма. Стенли Уэйнберг, преподаватель биологии и инспектор естественнонаучного образования, состоящий членом Национальной ассоциации преподавателей биологии, явился инициатором создания «корреспондентских комитетов». Члены каждого местного комитета были призваны бороться с креационизмом, комитет фиксировал действия креационистов, анализировал их доводы, подготавливал контрдоводы, продумывал стратегию и обменивался советами и идеями с другими комитетами. Вскоре ученые-креационисты стали слышать одни и те же аргументы и видеть одни и те же слайды в спорах с эволюционистами всей страны. К 1985 г. корреспондентские комитеты существовали во всех штатах, кроме двух, и в нескольких провинциях Канады. Если вас интересуют подробности истории этого и других мероприятий, нацеленных против теории сотворения мира и ученых-креационистов, смотрите «Историю современного креационизма» Генри Морриса (сноски к главе 1).

    Первая книга против креационистов, «Учебник научных противоречий и политика равного времени»[3], была написана Дороти Нелкин, профессором социологии Корнелльского университета, в 1977 г. Доктор Нелкин взяла многочисленные интервью у сотрудников Института креационных исследований — доктор Моррис, автор и другие члены коллектива вежливо и охотно отвечали ей, детально описывая научные доказательства, убедившие их в большей достоверности идеи творения мира как версии его происхождения, по сравнению с теорией эволюции. К сожалению, ее книга содержала многочисленные фактические ошибки, и ей не удалось справедливо оценить ИКИ и креационизм как науку. Книга Нелкин — и это мы относим к ее достоинствам — написана сдержанным тоном.

    Ответить на каждый критический труд, написанный эволюционистами против креационистов, практически невозможно, как невозможно и подробно ответить на все их аргументы. Однако в этой книге сделана попытка разбить все эти аргументы на разные категории и ответить по очереди на каждую группу доводов. Некоторые книги, показавшиеся нам (более важными, будут рассмотрены подробнее. Читатель сам сможет решить, убедительны ли доказательства, собранные учеными-креационистами, или же их доводы — не что иное, как псевдонаука, основанная на религиозных идеях.

К оглавлению

Назад

Популярные разделы